КЛАССНЫЙ ЧАС ПО ТОЛЕРАНТНОСТИ

Люди на свет рождаются разными:

Непохожими, своеобразными,

Чтобы других ты смог понимать

Нужно терпенье в себе воспитать.

Если каждый будет друг к другу терпим,

Мы сделаем вместе толерантным наш мир.

Проникновенными стихотворными строчками Людмилы Гороховой начался классный час для учащихся 10а, 11а классов МБОУ СШ №12. Классные руководители Дегтярёва Н.А. и Кузнецова О.С. во вступительном слове сообщили ребятам о том, что в последнее время всё чаще с экранов телевизоров, динамиков радио-приёмников, страниц газет звучит новое, но уже привычное для нас слово «толерантность». Толерантность. Что это такое? Сегодня наш разговор посвящён толерантности, как это понятие раскрывается в классической и современной литературе.

Далее было предоставлено слово для выступления заведующей городской библиотеки №3 Гендель Л.А., которая рассказала о том, что 16 ноября Международный день толерантности. Современный культурный человек – это не только образованный человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Появление этого понятия – дань моде или насущная потребность времени?

А как, интересно, обстояло дело с толерантностью в 19 веке? Ведь тогда никто в России даже не подозревал о существовании такого слова. Вспомните Наташу Ростову, героиню романа Л.Толстого «Война и мир». Она обладала редким даром понимания другого человека, поскольку была человеком искренним и естественным, в ней не было ни грамма фальши. То есть способность к пониманию в ней как будто врождённая. Можно ли научиться понимать другого, не такого, как я?

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймёт ли он, чем ты живёшь?

Мысль изречённая есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи, -

Питайся ими – и молчи.

Лишь жить в себе самом умей –

Есть целый мир в душе твоей…

Строки стихотворения Ф.И.Тютчева «Silentium!» волнуют многих, поскольку здесь есть вопрос, на который каждый хотел бы получить ответ. Как понять другого человека? Как этот другой может понять тебя? Поэт считает, что это невозможно, поэтому – «лишь жить в себе самом умей». Скорее всего, такая точка зрения предопределена не совсем счастливой личной судьбой Тютчева.

Далее Любовь Александровна подробно остановилась на произведениях современной литературы, познакомила ребят с тем, что рассказ Елены Габовой «Не пускайте рыжую на озеро» перекликается с повестью В. Железникова «Чучело».

Когда я начала читать историю девочки Светы, рыжухи, как ее прозвали дети, слезы душили меня. Девочка была не как все: внешний вид ее раздражал ребят, рыжие волосы, толстая коса, как канат, лицо с веснушками. Дети избегали ее, не принимали в свою компанию. Они не понимали странного поведения Светы: она часто «выла» - пела, а если песня ей не удавалась, то заводила ее снова и снова. Никто не мог предположить, что Света - будущая звезда-певица. А когда все собрались в поход, то девочку брать с собой не захотели и прямо ей об этом сказали. То, что она все равно поехала, только больше отвернуло ребят от нее. В этот момент я очень хотела оказаться рядом со Светой, защитить ее от нападок детей, поддержать. Мне знакомы такие ситуации, когда сверстники не понимают тебя, когда жестоко с тобой поступают.

Читателя поражает жестокость ребят, бессердечие, безмолвие. Никто не возразил Женьке, когда он выбросил вещи девочки на берег. Ведь такое равнодушие убивает души людей, делает их черствыми к чужому горю. Только благодаря своему сильному характеру Света не сломилась, выстояла. Она часто сдерживала слезы, она умела прощать одноклассников. И только пение спасало ее. Когда Света пела, её голос сливался с миром природы: озеро оживало, деревья стихали, птицы замолкали.

Если ты слаб по характеру, тебе трудно выстоять, трудно дать отпор обидчикам. А Света была сильная, имела свое мнение и, как результат, дошла до вершины своей мечты - стала оперной певицей! Заканчивается рассказ прозрением героя-рассказчика, одного из одноклассников рыжухи. Когда он видит Свету на сцене Мариинского оперного театра, он понимает, что она не рыжая была, а золотая. К сожалению, этот вывод уже не услышат одноклассники, а так нужны были эти слова Свете!

Далее ребята посмотрели фрагмент художественного фильма «Чучело» и обсудили его.

Автор повести «Чучело» выражает свое открытое призрение не конкретно к детям, психика которых только т формируется, а к их родителям, которые не препятствовали угнетению Лены. Взрослые люди должны были понимать, что Лена не должна нести ответственность за аскетизм своего дедушки, но никак не реагировали, а даже в некоторых случаях поддерживали, жестокое поведение одноклассников девочки. Ситуация, описанная в повести достаточно распространенная в подростковой среде.

Старшеклассники МБОУ СШ№12 с глубоким интересом и вниманием слушали выступление библиотекаря. Надеемся, что совместно организованное мероприятие запомнится ребятам, и они будут проявлять уважение и терпимость к окружающим.

 

 

Дегтярёва Н.А.

Кузнецова О.С.